Стригольничество

Стригольничество
   широкое еретическое антицерковное движение в Северной Руси в XIV–XV вв. Известными деятелями движения были дьяконы Никита и Карп, казненные в 1375 г., и чернец Немчинова монастыря в Пскове Захар. Исследователи оценивают С. либо как бюргерскую антифеодальную ересь посада, сближавшуюся с западноевропейской Реформацией по признакам религиозного критицизма и рационализма, либо как самобытное рус. гуманистическое умонастроение, к-рому был свойствен синтез разума, человечности, новизны, а также как возрождение языческого мировоззрения в двоеверной среде. Что касается наименования ереси, то одни исследователи объясняют его связью с цеховой, ремесленной средой, занятой стрижкой сукон, другие отождествляют ее приверженцев с расстригами, т. е. с бывшими представителями церкви, лишенными за вольномыслие сана. Наиболее вероятно, что название ереси восходит к особой обрядности посвящения, выражавшейся в ритуальной стрижке волос. Бесспорных соч. представителей С. пока не выявлено. Их взгляды известны только по произв. обличителей (послания константинопольского патриарха Никона 1382 г., поучение епископа Стефана Пермского 1386 г. и послания московского митрополита Фотия 1416,1422(или 1425)и 1427 гг.). В этих источниках С. описывается как отрицание ин-та духовенства и всего комплекса православной обрядности (общего богослужения в храмах, покаяния, причастия, заупокойных молитв). Критика мздоимства в среде церковнослужителей сочеталась с отрицанием посреднической роли церкви в делах вероисповедания, а также с неверием в посмертное воздаяние. Вместе с тем о еретиках сообщалось, что они устраивали свои ритуальные собрания вне церкви и без участия духовенства "на распутиях и ширинах градских". Несомненно присутствие в культовом комплексе еретиков пережитков язычества, с к-рыми и связаны прежде всего приписываемые С. заблуждения (напр., неверие в воздаяние вытекало из языческих представлений о загробной жизни умерших предков). Исходными для С. были представления о сакральной паре, олицетворявшейся Матерью-Землей и каким-то неизвестным нам по имени мужским небесным Божеством, что недвусмысленно свидетельствует о пантеистической вере в равнобожественность Земли и Неба и о возрождении древн. языческих верований. Судя по фольклору и этнографии, в народном сознании Матерь-сыра Земля воспринималась как сверхъестественная стихия, к-рую нельзя осквернять и к-рая наделялась всеми присущими Божеству действиями, включая прощение грехов. За Землей прочно удерживался эпитет "матушка", а за Небом - "батюшка". Брачным союзом Земли и Неба объяснялись плодоносящие силы природы. В языческой древности стихии Земли и Неба персонифицировались в образах парных божеств (Род-рожаницы, Дажбог-Мокошь, Ярила-Лада), находившихся в супружеских отношениях. Т. обр., природа расхождений с официальной церковной идеологией была двоеверной и коренилась в отходе от православия к язычеству, в приверженности нехристианскому культу и нехристианским представлениям. Следствием являлся крайний радикализм С, когда грань между еретическим вольномыслием и противоборством различных вер оказывалась зыбкой. Напр., отрицание посреднической роли церкви в общении с Богом могло иметь под собой как традицию коллективного сакрального действа, так и авторитет ветхозаветных писаний, где говорится о прямом общении библейских персонажей с Богом. В православии эти тенденции реализовы-вались в практике столпничества (отшельничества), а в С. вылились в массовое поклонение Земле и Небу. Эти сферы чувственно воспринимаемого обожествляемого Космоса для многих новгородцев и псковичей оказывались высшими святынями. Нередко С. ошибочно сближают с более поздними ересями, тогда как генетически оно связано с дохристианским прошлым. Из-под слабого налета христианства проступало неизжитое мировоззрение языческой старины, а социальным идеалом была патриархальная идея всеобщего равенства.
   Л и т.: Смирнов С. Древнерусский духовник. М, 1913. Приложение II: Исповедь земле. С. 255–283; Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI века. М.; Л., 1955; Клибанов А. И. Реформа-ционные движения в России в XIV - первой половине XVI в. М., 1960; Рыбаков Б. А. Стригольники. Русские гуманисты XIV столетия. М., 1993; Топорков А. Л. Материалы по славянскому язычеству // Древнерусская литература. Источниковедение. Л., 1984. С. 222–233; Алексеев А. И. О стригольничестве // История Новгорода и Новгородской земли. Новгород. 1996; Он же. Сравнительный подход в изучении ереси стригольников // Древняя Русь: вопросы медиевистики. 2003. № 4.
   В. В. Мильков

Русская Философия. Энциклопедия. . 2015.

Игры ⚽ Нужен реферат?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Стригольничество" в других словарях:

  • СТРИГОЛЬНИЧЕСТВО — СТРИГОЛЬНИЧЕСТВО, стригольничества, мн. нет, ср. (ист.). Сектантское движение в древней Руси 14 в. среди, главным образом, торговых людей Новгорода и Пскова, отрицавшее церковную иерархию и требовавшее реформ в церкви. Толковый словарь Ушакова. Д …   Толковый словарь Ушакова

  • стригольничество — сущ., кол во синонимов: 1 • сектантство (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Стригольничество — ср. Сектантское движение в Новгороде и Пскове XIV XV вв., отрицавшее церковную иерархию, монашество, отдельные религиозные догматы. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • стригольничество — стригольничество, стригольничества, стригольничества, стригольничеств, стригольничеству, стригольничествам, стригольничество, стригольничества, стригольничеством, стригольничествами, стригольничестве, стригольничествах (Источник: «Полная… …   Формы слов

  • Стригольничество — …   Википедия

  • стригольничество — стриг ольничество, а …   Русский орфографический словарь

  • стригольничество — а; ср. В Новгороде и Пскове во второй половине 14 начале 15 вв.: антицерковное и антифеодальное движение, направленное против социального неравенства, монастырского гнёта, церковной иерархии, отдельных религиозных догматов …   Энциклопедический словарь

  • СТРИГОЛЬНИЧЕСТВО — ересь. распространенная в Новгороде и Пскове в 14 15 вв. (название, вероятно, связано с обрядом пострига в причетники, или, по церк. терминологии, «стрижники», низш. духовный сан). Соц. состав (низш. духовенство и горожане) предопределил народный …   Атеистический словарь

  • СТРИГОЛЬНИЧЕСТВО — широкое еретическое антицерковное движение в Северной Руси в XIV XV вв. Известными деятелями движения были дьяконы Никита и Карп, казненные в 1375 г., и чернец Немчинова монастыря в Пскове Захар. Исследователи оценивают С. либо как бюргерскую… …   Русская философия: словарь

  • стригольничество — а; ср. В Новгороде и Пскове во второй половине 14 начале 15 вв.: антицерковное и антифеодальное движение, направленное против социального неравенства, монастырского гнёта, церковной иерархии, отдельных религиозных догматов …   Словарь многих выражений


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»